VIVARTE_2021.png
Сергей Прокофьев

Увертюра на еврейские темы

«Сочинил я ее за 1½ дня, инструментовал неделю и даже не хотел ставить опуса, – писал Прокофьев о своей Увертюре на еврейские темы. – Звучит она действительно бойко, как будто играют не шесть человек, а больше; с музыкальной точки зрения стоящая в ней только, пожалуй, заключительная партия и то… вероятно, вследствие моей слабости к диатонизму». Увертюра создавалась по просьбе еврейского ансамбля «Зимро» в Нью-Йорке, сформированного из бывших однокашников Прокофьева по Петербургской консерватории. Они остро нуждались в новом репертуаре и предложили композитору написать сочинение для шести исполнителей, основанное на еврейском фольклоре.

Прокофьев поначалу скептически отнесся к этому предложению, так как сочинять на заимствованные темы полагал для себя дурным тоном. Однако, изучая народные мелодии из тетради, переданной ему музыкантами «Зимро», он проникся очарованием еврейского фольклора, «выбрал несколько приятных тем, начал импровизировать у рояля и вдруг заметил, что нечаянно склеились и разработались целые куски». «На другой день я уже просидел до вечера и вчерне сочинил всю увертюру», – вспоминал композитор.

В основу композиции легли две темы – инструментальный танец (свадебный шер или фрейлехс) и лирическая девичья песня, выражающая грусть невесты при прощании с отчим домом. Израильский музыковед Яков Сорокер отметил, что Прокофьева, очевидно, привлекли «добродушный юмор, оттенок иронии, лукавства… и возможность изобразить (или, вернее, передразнить) игру местечкового свадебного оркестра».

Ансамбль «Зимро» впервые исполнил увертюру в Нью-Йорке 2 февраля 1920 года; в СССР она впервые прозвучала 24 октября 1923 года в Москве в исполнении Квартета имени Бетховена, Константина Игумнова и кларнетиста Сергея Розанова.

s1200.jpg
 
Сергей Прокофьев