VIVARTE_2021.png
Эдвард Элгар

Квинтет для фортепиано и струнных

С именем Эдварда Элгара связан «английский ренессанс» рубежа XIX–ХХ столетий – движение за возрождение английских национальных музыкальных традиций. Наибольшую популярность приобрели его симфонические Вариации на оригинальную тему («Энигма») и оратория «Сон Геронтия», но и в камерной музыке он оставил шедевры, в том числе Фортепианный квинтет. Бернард Шоу писал о нем: «Квинтет сразу же сбил меня с ног… Это лучшая вещь в своем роде со времен бетховенского “Кориолана”».

Произведение создавалось в деревушке Фиттлворт в Западном Сассексе, где чета Элгаров снимала коттедж. По рассказам жены композитора Эллис, он нашел в этом уединенном месте покой и вдохновение и начал писать музыку, непохожую на все его прежнее творчество. Из трех частей квинтета первая – самая загадочная. Автор охарактеризовал ее как «привидение», намекая на скрытое программное содержание. По версии Эллис, музыка этой части вдохновлена удивительными деревьями в парке неподалеку от Фиттлворта, выросшими, согласно преданию, на останках испанских монахов, когда-то проводивших здесь кощунственные церемонии и сраженных молнией (композитор использует «испанский» доминантовый лад и цитирует тему католического песнопения Salve Regina – «Славься, Царица небесная»). А по мнению критика Manchester Guardian Эрнеста Ньюмана, которому посвящен квинтет, образное содержание первого Allegro связано с романом Эдварда Булвера-Литтона «Странная история». 

Вторая часть, Adagio – одна из самых прекрасных лирических страниц в творчестве Элгара. За ней следует исполненный пафоса Финал, однозначность музыки которого вроде бы не предполагает никаких вопросов, однако возвращение тем первой части служит напоминанием о мистической сущности композиции, оставляя слушателя с очередной загадкой.

973fd540166b18f1ae7a57fdc1ce69a3.650x650
 
Эдвард Элгар