VIVARTE_2021.png
Антон Аренский
«Силуэты» – сюита № 2 для двух фортепиано

Антон Степанович Аренский за свою недолгую творческую жизнь (он умер от туберкулеза, не дожив до 45 лет) написал множество произведений в самых разных жанрах – от миниатюр до опер. Наибольшую популярность снискали камерные и вокальные сочинения композитора, так как именно в них в наибольшей мере проявился лирический склад его дарования, мелодический талант. Очень высокого мнения о способностях младшего коллеги был Чайковский: «Аренский удивительно умен в музыке; как он все тонко и верно обдумывает! Это очень интересная музыкальная личность!».

В наследии Аренского значительную область занимают произведения для фортепиано. Не будучи концертирующим пианистом-виртуозом, он, тем не менее, часто и охотно выступал на сцене. Критики находили его игру «обаятельной, поэтичной и исключительно одухотворенной», туше – «мягким и певучим», фразировку – «законченной, выразительной и изящной». В сочинениях для рояля (в их числе четыре сюиты для фортепианного дуэта) он проявил себя тонким знатоком природы и специфики инструмента.

Из зарубежных авторов фортепианной литературы наибольшее влияние оказали на Аренского Шопен и Шуман – оба великолепные пианисты. Отчасти как продолжение шумановского «Карнавала», калейдоскопа масок, возникла сюита «Силуэты», составленная из пяти музыкальных портретов. Чтобы нарисовать старца, склонившегося над грудой фолиантов («Ученый»), Аренский апеллирует к музыке мастеров XVII–XVIII веков. «Кокетку» выводит в ритме легкомысленного вальса. Образ «Паяца» неотделим от быстрых движений и резких контрастов, а «Мечтатель» выступает ему антиподом. Завершает цикл «Танцовщица» – яркая характерная пьеса в испанском духе, которая, по словам композитора Сергея Ивановича Танеева, «примирила Льва Толстого с новой музыкой».

Alenskiy_2.jpg
 
Антон Аренский