VIVARTE_2021.png
Габриэль Форе

Квартет № 2 для фортепиано и струнных

Пятилетие с 1885 по 1890 год выдалось особенно тяжелым для Габриэля Форе. Одно потрясение за другим обрушивались на него: летом 1885 года скончался отец композитора, через полтора года – мать, ушли из жизни Ференц Лист и Сезар Франк – музыканты, сыгравшие огромную роль в его творческом становлении, а близкий друг Анри Дюпарк, в нервном припадке уничтожив большую часть своих сочинений, резко прекратил профессиональную деятельность. Все это сказалось на душевном состоянии Форе и наложило отпечаток на творчество этого «мрачного периода». Его музыка отныне становится более эмоционально насыщенной и напряженной, постепенно проявляется тяга композитора к мистицизму.

Одним из первых поворотных в стилевой эволюции Форе сочинений стал Второй квартет для фортепиано и струнных, в котором мучительные образы страдания и смерти как атрибут настоящего переплетаются с реминисценциями счастливых моментов прошлого. В частности третья часть квартета – Adagio, теплый вечерний пейзаж, – по словам композитора, вдохновлена воспоминанием о колоколах, доносившихся из соседней деревушки: Форе часто слышал их в детстве. Совсем иные по характеру пылкое начальное Allegro, «колючее» скерцо (вторая часть) и страстный напористый финал с жизнеутверждающим окончанием. Любопытно, что в этом сочинении Форе единственный раз – вслед за Листом и Франком – применяет принцип монотематизма, при котором темы первой части в том или ином виде появляются и в последующих частях.

Премьера квартета состоялась 22 января 1887 года в концерте Национального общества музыки в Париже. На фортепиано играл сам автор, на струнных – участники известного квартета Мартена Марсика Гийом Реми, Луи ван Вафельгем и Жюль Дельсар, семью годами ранее исполнившие также и Первый квартет Форе.

H0837-L43630835.jpg
 
Габриэль Форе