VIVARTE_2021.png
Морис Равель (1875–1937)
Струнный квартет фа мажор

В Парижской консерватории Равель обучался в классе композиции Габриэля Форе, которого почитал как большого художника и с которым завязал теплые отношения на всю жизнь. Форе ценил в своем ученике стремление к ясности и благородству звучания, стройности формы. Именно такими качествами наделен и Струнный квартет, написанный Равелем в классе Форе и посвященный наставнику. Юношеская непосредственность в этой музыке сочетается со зрелостью мастерства, моцартовская прозрачность и чистота – с романтической приподнятостью.

«В моем фа-мажорном квартете определенная структура музыкального произведения была, быть может, не полностью осуществлена, но замысел ее выступает в нем гораздо четче, чем в предыдущих моих произведениях», – писал Равель о своем первом опыте в классической форме. Внешней структурой и тонким колористическим письмом опус близок квартету Дебюсси, написанному десятью годами ранее, но этим сходство исчерпывается. Услышав сочинение Равеля, Дебюсси пришел в восторг: «Во имя бога Музыки и моего собственного, не меняйте ничего в Вашем квартете».

Высокую оценку сочинению молодого автора дали критики. После первого исполнения квартета в концерте Национального общества музыки в Париже 5 марта 1904 года Жан Марно в журнале Mercure de France писал: «Это произведение искусной и сильной музыкальности; форма ясная, следующая классической схеме; вдохновение без предписанных формул, освобожденное от напыщенного пафоса, вылившееся без усилия... Надо запомнить имя Мориса Равеля: это имя мастера сегодняшнего дня». Мнение критика разделили и коллеги Равеля: Венсан д'Энди сказал, что немногим из композиторов удавалось достигать такого мастерства, а Сергей Прокофьев заметил, что подобные произведения способны украсить любую программу.

84b5129a939a4c18781b0e4eedbdb87d.jpg
 
Морис Равель