VIVARTE_2021.png
Игорь Стравинский

«Весна священная». Авторская транскрипция для фортепиано в 4 руки

Для Стравинского фортепиано было инструментом прежде всего в значении «орудие производства». За роялем он сочинял музыку для самых разных составов, но собственно фортепианной создал мало (в том числе Концертино в 4 руки, Соната для двух фортепиано, две сольные сонаты, Концерт для двух фортепиано, несколько маленьких сборников легких пьес). Иногда он вводил рояль в партитуру, используя его выразительные возможности и тембр, например, в балеты «Жар-птица» или «Петрушка». Но, в отличие от них, в «Весне священной» фортепианной партии нет, хотя именно на этом инструменте впервые прозвучала взрывная музыка, которой в скором времени надлежало произвести революцию в музыкальном театре.

В первую очередь Стравинский играл отрывки из «Весны» заказчику – Сергею Дягилеву, а в мае 1913 года, когда уже полным ходом шли репетиции балета в Театре Елисейских Полей, познакомил со своим детищем узкий круг друзей, в который входил Клод Дебюсси. Наконец, совсем незадолго до премьеры Стравинский и Дебюсси сыграли всю «Весну» по свежеизданным нотам четырехручного переложения. Именно в этой версии с новаторским произведением могло познакомиться большинство европейских музыкантов и меломанов: увидеть спектакль после скандалов в Париже и Лондоне было невозможно (Дягилев возобновил постановку только семь лет спустя), услышать в концертном исполнении ­– далеко не везде.

Британский журналист и музыковед Стивен Уолш отмечает, что в фортепианной версии «Весна священная» «приобретает определенную концентрацию, позволяя не отвлекаться на варварские события на сцене», и с ней «становится понятнее, как была задумана эта музыка – как абстрактная схема из лапидарных, почти монументальных плит, своего рода циклопическая музыкальная архитектура вроде стен Тиринфа или Микен».

1K8tOvCsPew.jpg
 
Игорь Стравинский