VIVARTE_2021.png
Фридерик Шопен

Andante spianato и Большой блестящий полонез

Основоположник польской музыкальной классики Фридерик Шопен в своих сочинениях почти никогда не цитировал народную музыку (подобные случаи единичны). Однако в музыкальном языке и общем колорите его пьес явственно проступает национальная принадлежность композитора. Самое яркое свидетельство тому – его мазурки и полонезы.

Полонез у Шопена, в соответствии с природой жанра (это старинное церемониальное шествие польской знати), апеллирует к героическим образам старой рыцарской Польши. Среди его полонезов встречаются и триумфальные, праздничные, и траурные, скорбные. К началу XIX века этот жанр почти превратился в атавизм, растеряв исконные национальные черты (расцвет польского танца на балах пришелся на самое начало эпохи классицизма). Шопен же, вдохнув в полонез новую жизнь, с одной стороны, освободил его от многих внешних излишеств (например, от вычурных украшений). С другой стороны, придал ему яркость, блеск, образную содержательность, эмоциональную глубину. Любопытно, что именно полонез был первым композиторским опытом семилетнего Фридерика.

Andante spianato и Большой блестящий полонез – произведение, две части которого создавались в разное время. Сначала была написана вторая часть, жизнерадостная виртуозная пьеса для фортепиано с оркестром, полная праздничного блеска. Партию рояля в ней можно было играть отдельно, и впоследствии для исполнения в одном из парижских концертов Шопен добавил к ней медленное вступление – поэтичную зарисовку природы Andante spianato (слово “spianato” можно перевести как «гладко», «ровно», то есть «без затруднений» и «естественно»). В своих концертах Шопен нередко исполнял Andante spianato как самостоятельное произведение, а в составе целого опубликовал обе части в 1836 году.

2657.jpg
 
Фридерик Шопен