VIVARTE_2021.png
Клод Дебюсси

«Шесть античных эпиграфов»

Это произведение Дебюсси появилось на свет благодаря одной из известнейших литературных мистификаций XIX века. В 1894 году французский поэт-модернист Пьер Луис опубликовал сборник эротических античных стихов, якобы обнаруженных на стенах гробницы на Кипре и написанных некоей куртизанкой Билитис, современницей (и, быть может, ученицей) знаменитой поэтессы Сапфо. Сборник ввел в заблуждение даже профессионалов, но имел огромный успех, что вынудило Луиса признать свое авторство, хотя читательской любви разоблачение вовсе не помешало. Тогда Луис решил поставить «Песни Билитис» на театральной сцене. Музыку к этому представлению, прошедшему всего один раз 7 февраля 1907 года, написал Дебюсси. Кроме того, еще в 1898 году композитор создал на стихи Пьера Луиса вокальный цикл «Песни Билитис».

Спустя несколько лет композитор решил на основе невостребованной театральной партитуры создать произведение для концертного зала – им стали «Шесть античных эпиграфов» для фортепиано в четыре руки. Дебюсси активно экспериментировал здесь с гармонией: охотно пользовался политональностью, архаическими ладами, сложной хроматикой, чтобы воплотить далекие образы, увиденные глазами художника начала XX века. Несмотря на то, что сочинение написано для фортепианного дуэта, в нем сохранились черты оркестрового мышления Дебюсси. В фортепианной фактуре слышатся пасторальные напевы флейты, переборы арфы, звон челесты, дробь тамбурина, аккорды гитары. Бельгийский музыковед Гарри Хальбрейх так охарактеризовал эти пьесы: «Античность в них столь же фантастическая, “воображаемая”, как у Пьера Луиса. И, тем не менее, атмосфера передана прекрасно, она колеблется между спокойной безмятежностью и глубокой сосредоточенностью, что трогает и очаровывает мгновенно».

00ce51a5ffe6010fe5dea83ea090655c--music-
 
Клод Дебюсси