VIVARTE_2021.png
Богуслав Мартину

Сюита из балета «Кухонное ревю»

В конце 1920-х – начале 1930-х годов чешский композитор Богуслав Мартину заинтересовался джазом и даже подумывал об оригинальном синтезе джазовых идиом с мотивами чешских народных песен и танцев. Но если, к примеру, для Гершвина джаз стал одной из основ музыкального языка, то в Мартину он возбуждал лишь любопытство исследователя. «Я часто думаю о необыкновенно доходчивом ритме славянских народных песен, о песнях словацких, об их характерной ритмике инструментального сопровождения, и мне кажется, что у нас нет необходимости искать убежища в джазе, – писал Мартину. – Но тем не менее я не могу отказать ему в известной роли в общем потоке жизни... Иной вопрос, разумеется, как реализуется его влияние».

Проникновение джаза в европейскую музыку в тот период становилось все более заметным. Многие передовые композиторы включали элементы джазовой гармонии и ритма в партитуры, придавая им черты импровизационности. Мартину тоже не мог пройти мимо модной модернистской темы, но его увлечения хватило ровно настолько, чтобы «отработать» эту тему и закрыть раз и навсегда. К этому времени относятся его Джазовая сюита и пьеса «Суматоха» для оркестра, Первая скрипичная соната, «Три пьесы в современных танцевальных формах» и фортепианный цикл «Фильм в миниатюре». К ним примыкает и созданный в 1927 году одноактный балет «Кухонное ревю», в котором предметы кухонной утвари – Кастрюля, Полотенце, Веник и другие – разыгрывают бытовую драму в трех частях (Танго, Чарльстон и Финал). В конце года балет был представлен в Праге силами известной чешской балетной труппы и имел огромный успех. Позже по специальному заказу джазового фестиваля в Баден-Бадене автор сделал из балетной музыки сюиту для камерного ансамбля, а затем появилась и ее фортепианная версия.

bohuslav-martinu.jpg
 
Богуслав Мартину