VIVARTE_2021.png
Уильям Болком

Éternel féminin («Вечная женственность») из сюиты «Эдем»

Обладатель Пулитцеровской премии и Grammy Уильям Болком – один из самых разносторонних современных американских композиторов. Его перу принадлежат камерные инструментальные сочинения, вокальные циклы, концерты, оперы, симфонии, музыка для театра. Он свободно работает в разных стилях, проявляя техническое мастерство и остроумие. Композиции Болком обучался у Дариюса Мийо, Леланда Смита и Оливье Мессиана, но наибольшее влияние, по его словам, оказал на него американский классик Чарльз Айвз (хотя в молодости ему были ближе Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен и Лучано Берио). Не проводя радикальных экспериментов, Болком избегал слепого следования европейским авторитетам, но всегда был в курсе современных тенденций, а кроме того, нередко прибегал к джазу. В 1973–2008 годах преподавал композицию в Мичиганском университете.

Болком также замечательный пианист, записавший в частности все фортепианные сочинения Гершвина («Запись года»-1973, по мнению журнала Stereo Review). Наибольшую известность получили сборники американских песен (исторических и современных, в том числе кабаре), записанных Болкомом с женой, меццо-сопрано Джоан Моррис.

С конца 1960-х годов композитор увлекся фортепианным регтаймом – танцевальным жанром начала ХХ века – и нашел свой зрелый стиль, вписав элементы академической и популярной музыки в характерный американский эклектизм. В 1969 году он написал сюиту для фортепиано соло «Эдем» в русле «третьего течения» – направления, лежащего на перепутье классики и джаза. И в четырех частях цикла («Старый Адам», «Вечная женственность», «Поцелуй змея» и «Райские врата») предпринял попытку рассказать библейскую историю Грехопадения с помощью регтайма. Впоследствии две пьесы из сюиты Болком переработал для фортепианного дуэта.

channels4_profile.jpg
 
Уильям Болком