VIVARTE_2021.png
Йозеф Сук

Элегия для скрипки, виолончели и фортепиано

Йозеф Сук – любимый ученик Антонина Дворжака, зять и музыкальный наследник –  был видным чешским композитором, профессором Пражской консерватории, а также замечательным скрипачом, участником знаменитого Чешского квартета. Его композиторское творчество (в котором преобладают инструментальные сочинения, в той или иной мере отмеченные влиянием Дворжака) отличается эмоциональностью и мелодичностью. Такова и Элегия, созданная в 1902 году.

Сук написал Элегию к мемориальному вечеру, приуроченному к годовщине со дня смерти Юлиуса Зейера (1841–1901) – автора романов и эпических поэм, погруженных в историю и фольклор Богемии. По степени влияния на Сука Зейера можно было бы поставить на второе место после Дворжака. В 1897–1898 годах композитор написал музыку к его драматической сказке «Радуз и Махулена», двумя годами позже – к пьесе «Под яблонями». Элегию же автор связал с циклом поэм Зейера «Вышеград», о чем гласит подзаголовок пьесы. Вышеград – эмблема Чехии, древняя крепость на холме над Влтавой, часто упоминаемая в национальных легендах (ей посвящена первая часть оркестрового цикла Сметаны «Моя родина»).

На вечере памяти Зейера 31 мая 1902 года в пражском Летнем дворце королевы Анны, где была установлена временная сцена с декорациями, Элегия Сука послужила своего рода прелюдией к пантомиме «Когда заходит солнце над Вышеградом». На последних звуках музыки занавес приподнимался, и на сцене появлялась «живая картина» (о ее содержании можно сказать только то, что человеку, смерть которого ассоциировалась с закатом, посвящалось нечто возвышенное). Первоначально написанная для струнного секстета с арфой и фисгармонией (их тембры придавали оттенок старины), Элегия была позже переработана автором для фортепианного трио.

josef-suk-1906.jpg
 
Йозеф Сук