VIVARTE_2021.png
Вольфганг Амадей Моцарт

Квинтет для валторны (флюгельгорна) и струнных

Все основные сочинения с участием валторны, в том числе четыре концерта и квинтет, Моцарт написал для своего друга, венского валторниста-виртуоза Йозефа Лёйтгеба (1732–1811). Тот был незаурядным солистом, хотя и не имел хорошего образования, много и успешно гастролировал, обладал отменной техникой. Причем в те времена вентильная валторна еще не была изобретена, и Лёйтгеб блестяще управлялся с натуральным инструментом (к нему обычно прилагался увесистый ящик с кронами – дополнительными трубками, позволявшими играть в разных строях), интонируя полутона лишь с помощью губ и руки, вставленной в раструб. Считается, что он был одним из первых, кто владел «ручной» техникой в совершенстве.

Лёйтгеб был старше Моцарта почти на четверть века, но разница в возрасте не помешала им стать близкими друзьями. Человек очень добрый и покладистый, Йозеф был предельно лоялен к проказам Вольфганга, который при каждой возможности глумился над ним и в жизни, и в музыке. В сольной партии одного из концертов автор наделал множество уморительных ремарок, на которые иной солист мог бы и обидеться. Озорной тон слышен и в Квинтете ми-бемоль мажор (Лёйтгеб стал счастливым обладателем автографа).

Биограф Моцарта Герман Аберт считает, что это сочинение не столько квинтет, сколько соната для валторны, в которой партия фортепиано отдана струнным. В пользу этого говорит и трехчастная структура произведения, и характер тематизма, и распределение ролей в составе, где доминируют валторна и первая скрипка. «Судя по характеру, – пишет Аберт, – сочинение рассчитано на добродушный нрав Лёйтгеба: оно не такое уж глубокое и значительное, зато в нем много здоровой природной музыкальности; в отдельных местах, особенно в финале, прорывается, кроме того, сочный юмор».

2785250914.jpg
 
Вольфганг Амадей Моцарт