VIVARTE_2021.png
Вольфганг Амадей Моцарт

Трио для кларнета, альта и фортепиано (Kegelstatt Trio)

Как человек с активной жизненной позицией Моцарт любил проводить время с друзьями, предаваясь, наряду с необременительным музицированием, всевозможным развлечениям. В частности он обожал бильярд (будучи счастливым обладателем собственного роскошного стола) и кегли, причем ему случалось сочинять музыку, не отвлекаясь от забав. Сегодня невозможно точно установить, где именно Моцарт играл в кегли, сочиняя Kegelstatt Trio, может быть, в венском саду Пратер или у друзей. Скорее всего, составитель каталога сочинений композитора (1862) Людвиг фон Кёхель дал такое название трио по наитию (нем. Kegelstatt – место, где играют в кегли), связав его с хронологически близкими дуэтами для двух валторн, действительно набросанными Моцартом между бросками мяча.

Известно, впрочем, для кого написано это безоблачное трио, датированное 5 августа 1786 года. В ту пору Моцарт дружил с Готфридом фон Жакеном – чиновником придворной императорской канцелярии, композитором и певцом-любителем, сыном известного австрийского ученого Николауса фон Жакена (тоже страстного меломана, игравшего на флейте). Дочь последнего Франциску Моцарт учил игре на клавире. Ради домашнего музицирования к Жакенам приглашали также Антона Штадлера – великолепного кларнетиста, солиста императорского придворного оркестра, для которого Моцарт написал знаменитый концерт. Именно Штадлер, Франциска и сам Моцарт (на альте) играли трио ми-бемоль мажор, обмениваясь ролями инструментальных партий (соло, контрапункт, аккомпанемент) в поэтичном Анданте с проступающими то и дело чертами австрийского лендлера, изысканном Менуэте и элегантном финальном Рондо с решительной кодой. Своей «прилежной и усердной» (по мнению наставника) ученице Франциске Моцарт и посвятил это произведение.

i (2).jpg
 
Вольфганг Амадей Моцарт