VIVARTE_2021.png
Сергей Прокофьев

Соната для двух скрипок

В начале 1930-х годов Прокофьев активно переписывался из-за границы с Мясковским и посылал ему свои сочинения, обсуждая все аспекты творчества. «Сейчас мелодика Ваша стала еще изысканней (и по интонации, и о ритмической структуре), – писал Мясковский из Москвы 7 сентября 1932 года, – а стиль изложения становится почти линеарным, то есть гармонически гораздо менее определенным (я не говорю неясным). Если суммировать, я бы сказал, что стиль Вашей музыки стал более интеллектуальным». Прокофьев из Сен-Тропе с юмором отвечал коллеге: «Ваш анализ приемов изложения моей музыки, вероятно, правилен. Чтобы уж окончательно Вам насолить с “постноватым вертикальным стилем”, я написал Сонату для двух скрипок, в которой даже двойных нот и аккордов совсем мало. Когда в Москве ее будут играть на моем камерном вечере, Вам придется выйти из зала».

Соната прозвучала в Москве уже 27 ноября 1932-го в исполнении Дмитрия Цыганова и Василия Ширинского, скрипачей Квартета имени Бетховена. Мясковскому соната и его стиль пришлись по душе: в своих последующих письмах Прокофьеву он добродушно называл ее «скрипучей сонатой». Любопытно, что московская премьера состоялась раньше запланированной мировой: Роберт Сетанс и Сэмюэл Душкин сыграли ее в École normale в Париже по случаю открытия вновь организованного общества «Тритон». К этому событию Прокофьев, собственно, и писал Сонату. Общество «Тритон» ставило своей целью пропаганду современной камерной музыки, а в число его вдохновителей входили видные французские композиторы Мийо, Пуленк, Онеггер. Соната, в которой Прокофьев решал задачу, как «задержать внимание слушателя в течение 10 минут двухголосной музыкой», была принята благосклонно, и автор ее с гордостью констатировал, что новинка «пожинает лавры».

sergei-prokofiev-russian-and-soviet-comp
 
Сергей Прокофьев