VIVARTE_2021.png
Клод Дебюсси
Струнный квартет соль минор

«Квартет г-на Дебюсси несет на себе печать его индивидуальной манеры. Все в нем ясно и четко обрисовано, несмотря на большую свободу формы. Мелодический смысл произведения концентрирован и отличается замечательным вкусом. Поэтичная и оригинальная мелодика насыщает гармоническую ткань. В гармонии, несмотря на невероятную дерзость, нет ни грубости, ни резкости... Его мелодии проходят как по роскошному, искусно орнаментированному странными цветами ковру, откуда изъяты все кричащие и дисгармоничные тона».

Так писал композитор Поль Дюка после премьеры струнного квартета Дебюсси, состоявшейся в Национальном обществе музыки 29 декабря 1893 года. Первыми исполнителями стали бельгийский скрипач Эжен Изаи (которому сочинение посвящено) и его квартет. И хотя Дюка щедро раздавал комплименты, для Дебюсси все было не так уж «ясно и четко», недаром работа над квартетом, открывшим новые пути в камерной музыке XX века, шла с большим трудом. Будущий ярчайший представитель музыкального импрессионизма еще пребывал в поиске собственного языка, «индивидуальной манеры», с гораздо большей определенностью проступившей в другом сочинении того же периода – оркестровом «Прелюде к Послеполуденному отдыху Фавна».

В Париже в то время часто звучали квартеты Бородина, Глазунова, Грига, на стыке 1880-1890-х новые квартеты создали Франк и д'Энди, и Дебюсси закономерно поддался всеобщему увлечению камерной музыкой. В его опусе критики находили влияния многих из этих авторов (особенно Франка), но точнее было бы отметить обобщающий (по отношению к романтизму) характер музыки и новаторские черты, в том числе упомянутую Дюка «гармоническую дерзость». Неудивительно, что квартет Дебюсси стал во многом ориентиром для последователей – Равеля, Бартока, Хиндемита, Мийо, Онеггера и других.

00ce51a5ffe6010fe5dea83ea090655c--music-
 
Клод Дебюсси