VIVARTE_2021.png
Анри Дютийё
“Ainsi la nuit” («Вот эта ночь») для струнного квартета

Французский композитор Анри Дютийё опирался в своем творчестве на традиции конца XIX – начала XX веков. В молодости он испытал влияние Дебюсси, Равеля, Русселя и Онеггера, позже – Бартока и Стравинского. Со временем он выработал глубоко оригинальную, изысканную и пластичную манеру письма; из всех музыкальных жанров предпочитал крупные инструментальные формы.

В начале 1970-х годов Дютийё получил заказ от Фонда Сергея Кусевицкого в Америке на сочинение для Джульярдского квартета – знаменитого ансамбля, основанного в 1946 году преподавателями одноименной музыкальной школы в Нью-Йорке. Это была его первая значительная работа для струнного квартета, поэтому предварительно он провел немало времени, изучая современные приемы игры на струнных инструментах и классические образцы жанра. Особенно пристальное внимание он уделил квартетам Бетховена и Бартока, «Лирической сюите» Берга, в наибольшей мере – Шести багателям Веберна, одному из первых в истории додекафонных опусов.

В 1974 году Дютийё отослал музыкантам Джульярдского квартета готовые три пьесы, объединенные названием Nuits («Ночи»). Этот материал вошел в окончательную семичастную версию цикла Ainsi la nuit («Вот эта ночь»), завершенного два года спустя. Семь частей, исполняющихся без перерыва, соединены интермедиями (Дютийё называет их parenthèses – отступления). Они напоминают о том, что уже прозвучало, либо предвещают то, что еще прозвучит впереди.

Джульярдский квартет впервые сыграл Ainsi la nuit 13 апреля 1978 года в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, но мировая премьера сочинения состоялась раньше – 6 января 1977 года в Париже. Первыми исполнителями стали участники Квартета Жака Парренина – ансамбля, на счету которого более 150 премьер сочинений крупнейших композиторов ХХ века.

artworks-000552501105-5p6pfa-t500x500.jp
 
Анри Дютийё