Дмитрий Шостакович
Симфония №15 ля мажор

Работу над своей последней симфонией Шостакович начал в клинике в  Кургане в июне 1971 года. Менее чем за месяц там, на больничной койке, была написана первая часть сочинения. В июле композитор продолжил работу на даче в Репине, в считанные дни написав вторую и третью части: «Это одно из тех произведений, которое просто очень меня захватило, и… может быть, одно из немногих моих сочинений, которое мне показалось ясным от первой до последней ноты, понадобилось только время, чтобы это записать». «Знаешь, – писал композитор Исааку Гликману, – симфония получается безыдейной, что-то вроде моей Девятой». В тематическую ткань «безыдейной» симфонии Шостакович ввел несколько музыкальных цитат – из увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини, из Шестой симфонии Бетховена и из «Кольца нибелунга» Вагнера («мотив судьбы» из «Валькирии»). «Я сам не знаю, зачем эти цитаты, – говорил он, – но я не мог не сделать эти цитаты, не мог». Гликман, принявший участие в обсуждении целесообразности цитирования, предположил, что «Шостакович был подвластен таинственной интуиции, которая не поддается логическому истолкованию, ибо логика далеко не всегда является неотступной спутницей творца». Композитор такому суждению не вторил, но и не возражал: «Может быть, может быть». Помимо явных цитат, указанных автором, 15-я симфония обнаруживает и иные – это монограмма B-A-C-H, намек на вступление к вагнеровскому «Тристану» и многое другое, а также аллюзии на различные произведения самого Шостаковича: таким образом, 15-я симфония явилась своеобразным подведением итогов творческой жизни композитора.

К концу июля 1971 года симфония была завершена, Шостакович торопился подготовить ее четырехручное переложение, которое должны были исполнить М. Вайнберг и Б. Чайковский на прослушивании в Союзе композиторов. «Новая симфония еще тепленькая, и она мне нравится. Но, быть может, пройдет немного времени, и я буду о ней думать совсем иначе», – говорил автор. Премьера 15-й симфонии, оказавшейся последней в творчестве Шостаковича и вобравшей в себя многие черты ее предшественниц, состоялась 8 января 1972 года в Большом зале консерватории. Оркестром дирижировал сын композитора Максим. Когда отзвучали последние аккорды симфонии, автору, сидевшему в шестом ряду партера, устроили столь продолжительную овацию, что оркестр намеревался бисировать финал, однако Шостакович отослал оркестрантов за кулисы. После премьеры он поделился с другом своими впечатлениями в довольно неожиданной манере: «По-моему, я написал лихую симфонию».

КОНТАКТЫ

U-ART: Ты и искусство

Культурно-благотворительный фонд

www.u-art.ru

info@viv-arte.ru

+7 (495) 433-11-88

  • Facebook - Black Circle
  • Vkontakte - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

Автор текстов на сайте: ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА