Антонио Вивальди
Инструментальные концерты

Скрипач-виртуоз, талантливый педагог, великолепный дирижер, руководитель легендарного женского оркестра венецианской консерватории Ospetale della Pieta Антонио Вивальди последние годы жизни, как и Моцарт, провел в Вене, где и скончался в бедности. Биограф Бэньер так описывает это событие: «28 июня 1741 года нищенский погребальный кортеж проводил его останки на кладбище бедных квартала Сен-Этьенн. Пятьдесят лет спустя, почти что день в день, в такую же общую могилу был брошен Моцарт. Вивальди указал ему туда дорогу». К счастью, Вивальди указал своим преемникам пути и в музыке, и в наибольшей степени это касается жанра инструментального концерта, создателем которого он считается.

Вивальди был чрезвычайно плодовит – одних только концертов он написал несколько сотен (в разных источниках их общее число варьируется от 465 до 550), из них 40 двойных – для двух солирующих инструментов с оркестром (в том числе Концерт си-бемоль мажор, RV 547). Высокая производительность композитора объяснялась, в частности, контрактом, заключенным с венецианской консерваторией, согласно которому Вивальди должен был сочинять по два концерта в месяц с оплатой по золотому цехину за партитуру.

Опираясь на достижения своего предшественника Арканджело Корелли, Вивальди сумел открыть солирующим инструментам новые возможности и значительно пополнил арсенал выразительных средств. Прекрасные мелодии медленных частей концертов Вивальди напоминают лирические арии, своей певучестью они обязаны опере (композитор написал более 50 опер, преимущественно для театров Венеции).

У Вивальди инструментальный концерт обрел форму трехчастного цикла, выстроенного по принципу «хорошо организованного контраста»: с быстрой энергичной первой частью, певучей медленной второй и блестящим виртуозным финалом. А соперничество-диалог солиста и оркестра закрепилось как основа музыкального действия (лат. «concertare» – соревноваться, бороться).

Любопытно, что наряду со скрипкой Вивальди ввел в более широкое употребление солирующую виолончель. Это было нетипично для того времени, когда виолончель главным образом применялась как инструмент в группе континуо (аккомпанирующей солисту). Концерты Вивальди – в том числе для си-бемоль-мажорный концерт для скрипки, виолончели и струнных – свидетельствуют о глубоком понимании автором природы этого инструмента и о его новаторской трактовке. Композитор умел рельефно выделять низкие тона виолончели, напоминающие звучание фагота, а солистам задавал непривычно сложные технические задачи, вводя в партии виолончели новые приемы скрипичной игры.

Как исполнитель и композитор Вивальди стал настолько знаменит, что к нему потянулись ученики со всей Европы. Так, в апреле 1716 года к нему в обучение поступил немецкий скрипач Иоганн Георг Пизендель – впоследствии знаменитый виртуоз, концертмейстер дрезденской капеллы. С Пизенделем у Вивальди сложились очень близкие дружеские отношения, о чем говорит тот факт, что композитор посвятил ему шесть концертов, в том числе Концерт ре минор, RV 242. Этот концерт стал частью собрания под красноречивым названием «Опыт гармонии и фантазии», указывающим на экспериментальный характер входящих в него сочинений. Самыми известными концертами из этого собрания стали знаменитые «Времена года».

 
Портрет Антонио Вивальди кисти Франсуа Морелона дё ля Кавэ. 1723

КОНТАКТЫ

U-ART: Ты и искусство

Культурно-благотворительный фонд

www.u-art.ru

info@viv-arte.ru

+7 (495) 433-11-88

  • Facebook - Black Circle
  • Vkontakte - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

Автор текстов на сайте: ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА