Франц Шуберт
Соната «Арпеджионе»

Соната ля минор Франца Шуберта, известная как соната «Арпеджионе», написана для инструмента, сконструированного в 1823 году венским мастером Иоганном Георгом Штауфером. Этот инструмент – арпеджионе – представлял собой смычковую гитару, или виолу да гамба, шесть струн которой настраивались, как у гитары. В 1820-х годах арпеджионе пользовался в Европе популярностью. Главный редактор «Всеобщей музыкальной газеты» (Allgemeine musikalische Zeitung) Фридрих Август Канне писал о новом инструменте: «Красота звука, в высоких регистрах имеющего большое сходство с гобоем, а в басах напоминающего бассетгорн, приведет знатока в изумление… Обаяние и проникновенность инструмента равно превосходны».

Первым исполнителем на арпеджионе был виртуоз Винсенц Шустер, посвятивший популяризации инструмента лучшие годы жизни. Он издал школу игры на нем, сделал множество переложений известных произведений классиков и по сей день порой ошибочно считается изобретателем арпеджионе. Именно Шустера Шуберт видел исполнителем своего нового сочинения. Соната была написана им летом 1824 года в Желизе, где композитор давал уроки музыки дочерям графа Иоганна Карла Эстергази фон Галант.

Инструмент арпеджионе в дальнейшем не получил широкого распространения и, возможно, лишь благодаря сонате Шуберта избежал полного забвения. Вдохновенная элегическая соната Шуберта – одно из самых популярных произведений композитора – прочно вошла в концертную практику. Партия арпеджионе чаще всего исполняется на виолончели, реже – на альте. Со временем появились самые разнообразные транскрипции и переложения партии виолончели для струнных, духовых (и деревянных, и медных) и даже ударных, к примеру, маримбы.

 
Франц Шуберт

КОНТАКТЫ

U-ART: Ты и искусство

Культурно-благотворительный фонд

www.u-art.ru

info@viv-arte.ru

+7 (495) 433-11-88

  • Facebook - Black Circle
  • Vkontakte - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

Автор текстов на сайте: ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА