Вольфганг Амадей Моцарт
Квинтет для бассет-кларнета и струнных
Аллегро для кларнета и струнных

Живя в Вене, Моцарт подружился с Антоном Паулем Штадлером (1753–1812) – превосходным исполнителем на кларнете и бассетгорне, артистом императорского оркестра. Композитора и музыканта-виртуоза сблизило членство в масонской ложе, они нередко проводили время в общей веселой компании. Омрачить эту дружбу не могли даже неоднократные жульнические выходки Штадлера, беззастенчиво обкрадывавшего своего друга, однако неизменно получавшего от него и деньги, и партитуры. В расчете на выдающиеся исполнительские возможности Штадлера Моцарт писал партии бассетгорна и в своих масонских опусах, и даже в операх. К примеру, ария Вителлии из оперы «Милосердие Тита» написана с облигатным бассетгорном, который, «не поступаясь виртуозностью, счастливейшим образом содействует достижению драматической выразительности» (Г. Аберт).

Для Штадлера Моцарт создал и два крупных сочинения – Квинтет со струнным квартетом (KV 581) и Концерт с оркестром (KV 622). Интересно, что партия, которую духовику надлежало исполнять в концерте, предназначалась для бассетгорна (ближайшего родственника кларнета), а в квинтете – для бассет-кларнета, представляющего собой сопрановый кларнет (in A) с расширенным вниз диапазоном, доходящим по письму до «до» малой октавы.

Идея создания бассет-кларнета принадлежала Штадлеру, однако воплотил ее в жизнь другой венский кларнетист и мастер Теодор Лотц (1748–1792), усовершенствовавший также бассетгорн. После смерти Лотца Штадлер попытался присвоить себе авторство изобретения нового инструмента, который он называл «бас-кларнет». История расставила все на свои места, а во избежание путаницы в XX веке чешский кларнетист Иржи Кратохвил предложил термин «бассет-кларнет».

Впервые этот инструмент был представлен на концерте Антона Штадлера в Хофтеатре 20 февраля 1788 года. В наши дни, исполняя квинтет Моцарта, Игорь Фёдоров играет на современном бассет-кларнете – инструменте, изготовленном французской фирмой Buffet Crampon.

Квинтет ля мажор – один из самых мелодичных и проникновенных камерных ансамблей Моцарта. Как пишет биограф композитора Герман Аберт, кларнет здесь «ведет в область, где все витает в атмосфере зрелой, сладостной чувственности, и целое становится триумфом кантабильности и средоточием этого ряда произведений, полных наслаждения сияющей красотой».

Незавершенное Аллегро си-бемоль мажор для кларнета и струнных, датированное 1787 годом, было своего рода пробой пера. Сохранившаяся рукопись Моцарта прерывается после 93-го такта. Неизвестно, почему композитор не продолжил эту работу, ее завершил уже в XX веке Роберт Левин, добавив в репертуар современного кларнетиста еще одно вдохновенное сочинение. Роберт Левин (р. 1947) – всемирно известный исполнитель на исторических разновидностях фортепиано, авторитетный специалист по исполнительской практике эпохи барокко и классицизма, композитор, музыковед, член Академии исследований творчества Моцарта. Он защитил в Гарварде диссертацию на тему «Неоконченные произведения В.А. Моцарта», реконструировал и завершил многие произведения австрийского классика (в том числе Реквием). Его версии опубликованы известными издательствами и исполняются по всему миру.

 
Вольфганг Амадей Моцарт

КОНТАКТЫ

U-ART: Ты и искусство

Культурно-благотворительный фонд

www.u-art.ru

info@viv-arte.ru

+7 (495) 433-11-88

  • Facebook - Black Circle
  • Vkontakte - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

Автор текстов на сайте: ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА