Дмитрий Шостакович
Четырнадцатая симфония

«Сейчас пишу ораторию для сопрано, баса и камерного (Баршаевского) оркестра на слова Федерико Гарсия Лорки, Гийома Аполлинера, Райнера Марии Рильке и Вильгельма Кюхельбекера. Задумано, как мне кажется, интересно», – писал Шостакович 1 февраля 1969 года своему другу Исааку Гликману из Кремлевской больницы, где лечил больные ноги. Впоследствии Шостакович признал эту симфонию лучшим своим произведением, превосходящим все прежде созданное. Но тогда, в больнице, он еще не отдавал себе полностью отчета в грандиозности замысла.

Клавир сочинения Шостакович закончил в кратчайший срок, там же, в больничной палате, и решил, что «ораторией его назвать, видимо, нельзя, т.к. оратория как будто требует участия хора», а хора не было, лишь солисты – сопрано и бас. Однако симфонией автор тоже поначалу затруднялся назвать свой опус. Его смущало количество частей (11), отсутствие традиционной формы симфонического цикла, наличие текстовой основы. Последней он придавал особое значение. «Как много среди негениальных поэтов настоящих больших художников, – писал Шостакович, подтрунивая над бытовавшими ярлыками. – Я говорю о Кюхельбекере, над которым смеялись его современники и даже Пушкин. Выйду из больницы, буду изучать негениальных писателей и поэтов».

Рядом с антитираническими стихами Кюхельбекера соседствовали внешне вроде бы совершенно далекие от них творения зарубежных поэтов. «Подборка стихов вызвана следующим обстоятельством: мне пришло в голову, что существуют вечные темы, вечные проблемы. Среди них – любовь и смерть. Вопросам любви я уделил внимание хотя бы в «Крейцеровой сонате» на слова Саши Черного, – пояснял Шостакович с присущим ему юмором. – Вопросами смерти я не занимался. Накануне ухода в больницу я прослушал «Песни и пляски смерти» Мусоргского, и мысль заняться смертью у меня окончательно созрела. Я бы не сказал, что я смиряюсь перед этим явлением. Вот и стал я подбирать стихи. Подбор стихов возможно случайный. Но мне кажется, что музыкой они объединены».

Конечно же, темы любви и смерти занимали Шостаковича и раньше, находили свое отражение в его творчестве. Например, собственную оркестровку «Песен и плясок смерти» Мусоргского Шостакович сделал еще в 1962 году. Приступая к работе над новым сочинением, он находился под впечатлением от «Военного реквиема» Бенджамина Бриттена (не случайно Бриттену он и посвятил 14-ю симфонию). Темы любви и смерти скрепили драматургию необычного произведения, придали ему целостность.

Перед премьерой композитор, как обычно, сильно волновался. В поисках баса ходил на оперные спектакли, но нашел его на радио – певца Евгения Владимирова с красивым и сильным голосом, однако с «неказистой» наружностью. Автор считал, что солист должен быть еще и интеллектуалом: «Бас-дурак для этого занятия не пригоден». В качестве сопрано Шостакович хотел видеть Галину Вишневскую и передал ей партию. Первое прослушивание 14-й симфонии состоялось 21 июня 1969 года в Малом зале консерватории. «Исполнение было на высшем уровне совершенства, – радовался композитор. – Баршай и его оркестр – явление поразительное. Недурно пели певица Мирошникова и певец Владимиров. Они вроде кроликов, т.к. Вишневская еще не выучила свою партию, а другого баса я подобрать не могу. Мне кажется, что Мирошникова, наряду с хорошим голосом, обладает талантом и пониманием». Впоследствии Маргарита Мирошникова не раз замечательно исполняла партию сопрано в 14-й симфонии. Сочинение произвело на всех собравшихся колоссальное впечатление. Официальная большая премьера симфонии состоялась 29 сентября 1969 года в ленинградской капелле. Исполнение вызвало ажиотаж, в зале был весь музыкальный Ленинград. Солировали Вишневская и Владимиров, Баршай дирижировал. Как только отзвучали последние ноты «Заключения», зал встал и устроил автору и музыкантам продолжительную овацию.

 
Дмитрий Шостакович

КОНТАКТЫ

U-ART: Ты и искусство

Культурно-благотворительный фонд

www.u-art.ru

info@viv-arte.ru

+7 (495) 433-11-88

  • Facebook - Black Circle
  • Vkontakte - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

Автор текстов на сайте: ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА