VIVARTE
Международный фестиваль камерной музыки
в Третьяковской галерее

Во второй половине XIX века дом купца Павла Михайловича Третьякова был одним из очагов культурной жизни Москвы. В окружение радушного хозяина, неутомимого собирателя произведений русского изобразительного искусства, входили известные художники, писатели и музыканты того времени, в том числе И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Рубинштейн, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.Д. Поленов и многие другие.

 

По инициативе жены П.М. Третьякова Веры Николаевны, прекрасно игравшей на фортепиано, в доме регулярно проводились дружеские музыкальные собрания. В них участвовали и дочери Третьяковых (старшая из них, Вера Павловна, стала впоследствии женой пианиста и дирижера А.И. Зилоти, который приходился кузеном С.В. Рахманинову). Замечательным продолжением этих традиций стали сегодняшние концерты во Врубелевском зале. Характерной особенностью музыкальных вечеров в Третьяковке – теперь уже государственной картинной галерее – остается теплая атмосфера артистического салона, где идеи синтеза искусств (Gesamtkunstwerk) находят самое живое воплощение.

 

Уникальный по содержанию и оформлению Зал Врубеля с расположенным на сцене роялем является одной из луших концертных площадок Москвы. Как и П.М. Третьяков, художник Михаил Александрович Врубель был теснейшим образом связан с миром музыки, а его женой была выдающаяся певица Надежда Забела. Главное украшение Врубелевского зала в наши дни – знаменитое панно «Принцесса Грёза», воплощающее идею вечности искусства, – было некогда передано музею Большим театром. Рядом с ним располагаются скульптурные камерные сюиты Врубеля на темы опер Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка», на стенах представлена экспозиция разнообразной живописи и графики художника: посетители могут любоваться всеми аспектами его творчества.

 

Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE, наследующий славным традициям дома Третьяковых, – детище замечательной команды единомышленников. Авторы идеи и соорганизаторы форума – всемирно известный виолончелист Борис Андрианов, творческие силы Третьяковской галереи и культурно-благотворительный фонд «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых – известных меценатов, поддерживающих современное искусство в самых разнообразных его проявлениях и полагающих своей целью «создавать что-то положительное, доброе и правильное». Подобно Третьякову Манашеровы создали и постоянно расширяют уникальную коллекцию живописи художников ХХ века, находя в ней важный «культурный контекст эпохи», а в своей деятельности – «прикосновение к живой истории современности».

 

Фестиваль VIVARTE отличает оригинальная концепция. В его лаконичном названии обыгрывается и прославление искусства (Viva l'arte! – ит. «Да здравствует искусство!»), и его витальность, востребованность, подлинность (L'arte viva – ит. «живое искусство»). В афише фестиваля – разнообразные камерные ансамбли в академическом формате, увлекательный «Музыкальный променад», вечер джаза. Один из концертов посвящен 110-летию со дня рождения выдающегося российского композитора Д.Д. Шостаковича. Участники фестиваля – прославленные музыканты с разных континентов и молодые восходящие звезды мирового исполнительского искусства. Однако музыка – лишь часть замысла.

 

Каждую концертную программу сопровождает выставка одной картины из запасников Третьяковки с комментарием к ней ведущих сотрудников галереи. Работы,  отобранные для показа, крайне редко демонстрируются широкой публике. Именно они будут вдохновлять артистов и слушателей. Названия произведений живописи и имена их авторов до концерта не разглашаются. Исполнители также смогут поделиться с публикой впечатлениями от увиденного и затем выразить свои эмоции в музыке.

 

Необычно и завершение фестиваля – «Музыкальный променад» между зданиями Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и на Крымскому валу. На этом пути художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов и его коллеги дадут несколько импровизированных концертов, завершив фестиваль джазовым «джемом». Эта идея перекликается, с одной стороны, с променад-концертами в европейских парках, позволяющими слушать музыку и прогуливаться одновременно. Другая ассоциация – знаменитый цикл пьес М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» (где рефреном проходит пьеса «Promenade»/«Прогулка», живописующая посетителя вернисажа, переходящего от одной картины к другой) и его сценическая жизнь как один из лучших в истории образцов взаимодействия искусств.

К примеру, Василий Кандинский, увлеченный идеями Gesamtkunstwerk, предпринял в 1928 году эксперимент, представив зрителям «Картинки с выставки» Мусоргского с движущимися декорациями, свето-цветовой  «партитурой» и пантомимой в Театре Фридриха в Дессау. Найденный им баланс между абстракцией и конкретным изображением позволил услышать музыку Мусоргского по-новому, отойти от однозначности ее первоисточника (композитора вдохновили работы художника Виктора Гартмана). Сегодня на концертах фестиваля VIVARTE встречаются музыка и живопись, рожденные в разных художественных контекстах, и, словно раздвигая границы своей среды, открывают слушателю новые горизонты. Служитель двух муз, литовский композитор и художник М.К. Чюрленис писал об этом: «Нет рубежей между искусствами. Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь такую же архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки».

Павел Михайлович Третьяков в кругу семьи
Зал Врубеля
Норвежская скрипачка Вильде Франг
Микалоюс Константинас Чюрленис.
Соната весны

КОНТАКТЫ

U-ART: Ты и искусство

Культурно-благотворительный фонд

www.u-art.ru

info@viv-arte.ru

+7 (495) 433-11-88

  • Facebook - Black Circle
  • Vkontakte - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

Автор текстов на сайте: ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА