top of page
VIVARTE_head_rus.png
Третьяковская галерея
Vivarte Online / Четвертая часть
в Государственной Третьяковской галерее
1.jpg

Четвертая часть проекта Vivarte Online посвящена одной из центральных тем в творчестве Михаила Врубеля и сыгравшей большую роль в его судьбе – теме демона. Своеобразный итог размышлений над ней - работа «Демон поверженный» (1902).

 «Демон поверженный» ключевое произведение в творческой и земной судьбе Врубеля. Уже современники были поражены тем, какую магическую силу имела эта картина над Врубелем. Художник продолжал мучительно работать над «Демоном» даже на выставке, переписывая его множество раз, теряя разум, не в силах выразить ускользающую красоту образа. Одной из причин того, что «Демон» был «испорчен» художником современники считали применение Врубелем бронзовых порошков. И действительно блистающие мириадами оттенков золотого тона краски «Демона поверженного» померкли, когда произведение переместилось из мастерской художника в выставочное пространство и освещение произведения поменялось кардинальным образом. Но оказывается, сами краски сохранили свой волшебный блеск и по сей день. Стоит только направить луч света на картину под нужным углом, и полотно вспыхивает миллионами цветных блестящих песчинок - оттенков золота. Крылья Демона переливаются, трепещут, живут. Эту невероятную жизнь врубелевской формы естественнее всего описать, прибегая к музыкальным аналогиям,  используя законы музыки уже ХХ века. Произведения Врубеля, показанные Дягилевым на выставке русского искусства в Париже, произвели сильнейшее впечатление на французскую публику шокирующей новизной своей формы. Поэтому не случаен выбор музыки Дариуса Мийо, одного из самых непредсказуемых и эпатажных  французских композиторов, привлеченных С.П.Дягилевым для участия в «Русских сезонах» (Ирина Шуманова (Третьяковская галерея)).

М. Врубель, Демон поверженный, 1901. Эскиз

2.jpg

М. Врубель, Демон поверженный, 1901-1902

Программа 4 части

Дариюс Мийо (1892–1974)

Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано

из музыки к пьесе Жана Ануя «Пассажир без багажа», соч. 157b (1936)

I. Ouverture / Увертюра

II. Divertissement / Дивертисмент

III. Jeu / Игра

IV. Introduction et final / Интродукция и финал

Сюита из музыки к пьесе Жана Ануя «Пассажир без багажа», написанная Мийо в Париже в 1936 году, впитала в себя самые разные музыкальные влияния - от барокко и классицизма до латиноамериканских ритмов и джаза. Во проекте Vivarte Online сюита звучит в исполнении блистательных музыкантов: скрипача-виртуоза Графа Муржи, одного из немногих в мире концертирующих солистов-кларнетистов Игоря Фёдорова и парадоксального пианиста с настоящим даром импровизатора Андрея Гугнина.

3.jpg

Людмила и Жорж Питоев в спектакле «Пассажир без багажа» (Théâtre des Mathurins, 1937)

4.jpg

Афиша к спектаклю «Пассажир без багажа» (Théâtre des Mathurins)

Представитель французского содружества композиторов «Шестерка», выступавшего за национальную специфику музыкального языка и простоту в противовес радикализму авангарда, Дариюс Мийо любил писать музыку для театра и кино. Он делал это в высшей степени искусно, избегая примитивной иллюстративности и фрагментарности, что позволяло ему компоновать из больших кино- и театральных партитур небольшие сюиты, которые легко находили место в концертном репертуаре. Среди них есть и подлинные шедевры.

В 1930-е годы Мийо начал сотрудничать с открывшимся в 1922 году в Париже театром Жоржа Питоева – русского и французского актера и театрального деятеля, рожденного в Тифлисе (Тбилиси) в армянской семье, получившего образование и начавшего свою карьеру в Петербурге, а потом успешно продолжившего ее в Европе. В театре Питоева некоторое время играла и жена Мийо Мадлен. Для этого театра композитор написал музыку к нескольким пьесам, в том числе к антивоенной драме Жана Ануя «Пассажир без багажа», посвященной трагической судьбе «неизвестного героя». Премьера пьесы Ануя с музыкой Мийо в 1937 году принесла драматургу первый настоящий успех и славу. В основе сюжета пьесы – реальные события из жизни солдата Антельма Манжина, получившего тяжелое ранение на фронте в ходе Первой мировой войны и потерявшего память. Мийо пользуется для музыкального оформления постановки самыми разными источниками вдохновения, находя их как в академической среде (барокко, классицизм), так и в фольклоре, и в популярной музыке того времени – латиноамериканских ритмах и джазе. Все они переплетаются в четырехчастной сюите, составленной из музыки к спектаклю.

5.jpg

Содружество композиторов «Шестерка», 1921 Le Groupe des six, 1921 картина Жака-Эмиля Бланша. В центре: пианистка Марсель Мейер. Слева иснизу вверх: Жермен Тайлефер, Дариус Мийо, Артюр Онеггер, Луи Дюрей. Справа: Франсис Пуленк, Жан Кокто и Жорж Орик.

СМОТРЕТЬ VIVARTE ONLINE / ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ
в Государственной Третьяковской галерее

Фрагмент текста о музыкальных произведениях подготовлен музыковедом Татьяной Давыдовой.

viv-logo-new.png

КОНТАКТЫ

U-ART: Ты и искусство

Культурно-благотворительный фонд 

www.u-art.ru

info@viv-arte.ru

+7 (495) 433-11-88

Автор текстов на сайте:

ТАТЬЯНА ДАВЫДОВА

ДЛЯ СМИ

По всем вопросам по работе со СМИ, пожалуйста, обращайтесь в отдел по связям с общественностью

Третьяковской галереи

press@tretyakov.ru

  • Vkontakte - Black Circle
bottom of page