VIVARTE_head_rus.png
Игорь Фёдоров
кларнет

Родился в 1978 году в Москве. Окончил МССМШ и Российскую академию музыки имени Гнесиных и аспирантуру РАМ (класс профессора Ивана Мозговенко). Стажировался на мастер-курсах Юлия Милкиса, Мишеля Летьека, Сабины Мейер (кларнет), Мориса Бурга (камерный ансамбль). Занимался дирижированием под руководством профессора Маргариты Саморуковой. Был стипендиатом фондов Владимира Спивакова, Мстислава Ростроповича, «Новые имена», Yamaha.

Выступал перед королевой Великобритании Елизаветой II и папой римским Иоанном Павлом II, принцем Майклом Кентским. Имя музыканта внесено в Золотую книгу молодых талантов России «ХХ век – ХХI веку».

Победитель конкурсов Buffet Crampon в Харькове и TIJI в Братиславе. Выступает в крупнейших залах мира с сольными и камерными программами, играет в сопровождении ведущих оркестров. Среди партнеров по сцене – Юрий Башмет, Денис Мацуев, Хибла Герзмава, Владимир Спиваков, Дмитрий Ситковецкий, Александр Гиндин, Даниил Крамер, Готье Капюсон, Александр Рудин, Александр Рождественский, Квартет имени А. П. Бородина, «Терем-квартет» и др.

Участвовал в фестивалях Владимира Спивакова в Кольмаре, Мстислава Ростроповича «Эвианские встречи», Шведском королевском фестивале в Стокгольме, «Орфеум» (Швейцария), имени Богуслава Мартину в Праге, имени А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, Юрия Башмета в Ярославле и Сочи, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Возвращение», «Русская зима», «Черешневый лес», Crescendo, «Звезды на Байкале», Vivarte, «Музыкальная экспедиция», Транссибирском фестивале, «Опера Априори».

Неоднократно принимал участие в жюри телеконкурса «Щелкунчик» (ТК «Культура»). Регулярно дает мастер-классы в Детской Академии стран СНГ и Балтии Юрия Башмета, а также в образовательном центре «Сириус». Член экспертного совета фонда «Новые имена». Преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.

Игорь Федоров о музыке и жизни. Цитаты из интервью разных лет.

Практически все музыканты-духовики стремятся играть в оркестре – это давняя, сложившаяся традиция. Замечательная работа, но совершенно иная специфика, даже в чем-то другая профессия. С самого детства мне хотелось сделать что-то экстраординарное на кларнете, вывести этот инструмент на ту эстраду, на которой уже сотни лет находятся рояль, скрипка, виолончель. Это очень трудный путь… Из интервью порталу siapress.ru

 

Я начинал играть на рояле. В мире огромное количество пианистов (в Китае их несколько миллионов!) и, чтобы не потеряться, быть востребованным по-настоящему, нужно иметь просто невероятный талант, врожденную приспособленность к инструменту. Из интервью порталу siapress.ru

Для кларнета написано больше, чем кажется. Сольный репертуар для кларнетистов я бы сопоставил с репертуаром для виолончелистов. Музыки для кларнета очень много - и старинной, и современной. Последние лет десять не играю переложений - играю оригинальную музыку. Из интервью газете «Вечерняя Казань»

 

Мой кларнет — это я. Это то, чем я говорю. Это как связки у певца. Из интервью газете «Вечерняя Казань»

 

До тринадцати лет ничего не было понятно про мое будущее ни мне, ни взрослым. У меня на жизнь были другие планы: хотел играть в оркестре. Они, кстати говоря, сбылись: в 14 лет я был самым молодым оркестрантом в истории Большого театра. Сыграл некоторое количество «Севильских цирюльников», «Жизелей» и на этом моя оркестровая карьера закончилась. Сейчас я думаю, что правильно сделал, что ушел тогда из театра. Неожиданно для всех я победил на всесоюзном конкурсе. У меня тогда вдруг зазвучал инструмент. До этого не звучал. Не звучал - и все! А тут вдруг будто какая-то новая кнопка во мне отыскалась. И я понял, что могу быть солистом: я — звучу! Из интервью газете «Вечерняя Казань»