top of page
VIVARTE_head_rus.png
Vivarte Online / Первая часть
в Государственной Третьяковской галерее

Открывает врубелевский цикл рассказ о жене и музе художника – замечательной певице Надежде Забеле-Врубель. Для  нее писал вдохновенные романсы Рахманинов, специально создавал партии в операх Римский-Корсаков. Она была одной из лучших исполнительниц партии Тамары в опере Рубинштейна «Демон» по поэме Лермонтова, сыгравшей судьбоносную роль в жизни Врубеля.

1.jpg

«Фантастическая история их встречи – художник влюбился в голос певицы, была началом, пение жены– единственное, что успокаивало тяжело больного Врубеля - ее завершением. Врубель создал множество портретов Забелы. Последним стал - «Дама у камина. Портрет Н.И.Забелы в концертном платье», исполненном по эскизу художника. Врубель был одним из первых русских дизайнеров, он был личным «модельером» певицы, продолжая создавать ее прекрасный образ в жизни. Над этим портретом он работал в 1905 году в петербургской квартире – Забела получила ангажемент в Мариинском театре.

 

Возвратившаяся домой, после выступления на сцене, утомленная и опустошенная, певица позирует в концертном платье, изображение которого Врубель превращает в настоящую «симфонию». Художник работает пастелью – резкие динамичные линии пересекаются и превращаясь в кристаллические цветы, ложится вибрирующими волнами. И кажется, что воланы и складки платья еще таят в себе напряжение экстатического порыва и отголоски музыки, подобно тому, 

Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель (1896 г.)

как мерцающие угли камина символизируют «еще не остывший пепел артистического вдохновения». Этот портрет – одна из вершин жанра графического парадного портрета. В портрете – множество «говорящих» деталей, одна из них – изображение рояля. Этот рояль помогал певицы выбирать С.И.Рахманинов. Покоренный ее голосом, он часто аккомпанировал ей, посвящал романсы, в том числе, знаменитую «Сирень». Считается, что романс мог быть написан под впечатлением картины Врубеля.» (Евгения Илюхина, искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи).

2.jpg

Михаил Врубель «После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина» (1905)

Справа от фигуры певицы стоит рояль залитый светом каминного огня. Присутствие его в картине не случайно, этот рояль помогал певице выбирать С.И.Рахманинов. Интересно, что этот рояль не был утерян. Реставраторам удалось сохранить уникальный инструмент. Сегодня рояль певицы находится в музее-усадьбе композитора в Тамбовской области. Рояль немецкой фирмы "Bechstein" 1903 года украшает парадную комнату в Музее-усадьбе Сергея Рахманинова в Ивановке.

Фортепьянными миниатюрами Сергея Рахманинова в исполнении пианиста Александра Гиндина открывается концерт Vivarte Online:

Программа

Сергей Рахманинов (1873–1943)

Элегия, соч. 3 № 1 (1892)

«Сирень», соч. 21 № 5 (1902), транскрипция автора

«Маргаритки», соч. 38 № 3 (1916), транскрипция автора

Этюд-картина ми-бемоль минор, соч. 39 № 5 (1916–1917)

В 1892 году Рахманинов блестяще (с Большой золотой медалью) окончил как композитор Московскую консерваторию и успешно дебютировал как концертирующий пианист. В декабре того же года он опубликовал в издательстве Александра Гутхейля сборник пьес-фантазий (Morceaux de fantaisie) ор. 3, несколько миниатюр из которого стали беспрецедентными хитами. Одна из них – открывающая цикл ми-бемоль-минорная Элегия, мощнейший по силе эмоционального воздействия трагический монолог, снискавший популярность не только у слушателей, но и у исполнителей. Сборник ор. 3 Рахманинов посвятил Антону Степановичу Аренскому – своему консерваторскому профессору, а перед публикацией отправил рукопись своему кумиру, учителю Аренского Чайковскому, которому пьесы очень понравились.

3.jpg

Сергей Рахманинов 

4_0.jpg

В числе фортепианных циклов Рахманинова также два сборника этюдов-картин (жанровое определение принадлежит автору). Все они в большей мере картины, миниатюры лирико-драматического плана, нежели этюды – инструктивные пьесы. Им свойственны живописная образность, красочность, многообразие и богатство фактуры, монументальность.

Название их определялось тем, что вдохновение, посещавшее композитора, часто рождалось из живописных или навеянных природой впечатлений. Среди пьес лирического типа выделяется этюд-картина ми-бемоль минор (соч. 39 № 5) – своего рода исповедь души, в которой откровенность, свобода и задушевность сочетаются с ораторским пафосом, романтической приподнятостью. В ней слышна и тема мужества, силы, с ярко выраженным русским характером. Вспоминая о первом исполнении этюдов-картин автором, академик Борис Асафьев сравнил Рахманинова с величайшими мастерами ораторского искусства.

Сергей Рахманинов – не только выдающийся композитор, но и один из величайших в истории пианистов – сделал для своей концертной практики множество транскрипций произведений великих предшественников, от Баха до Глазунова. В число пьес, которые особенно часто исполнялись Рахманиновым после отъезда из России, вошли и переложения его собственных миниатюр, прежде всего вокальных. Очень полюбились слушателям фортепианные версии романсов «Сирень» и «Маргаритки» – маленькие благоуханные шедевры, напоминающие своей мелодикой некоторые лирические страницы знаменитого Второго фортепианного концерта.

Исполненный светлой грусти романс «Сирень», написанный для хрустального сопрано Надежды Забелы, и его переложение (транскрипция существует в двух версиях – 1914 и 1941 года) стали невероятно популярны. Это навело одну из горячих поклонниц музыканта, учительницу из Киевской губернии Феклу Яковлевну Руссо, на мысль присылать Рахманинову в знак признательности и восхищения букеты белой сирени. Он получал их на каждом концерте, дома в день рождения, обнаруживал в вагоне поезда… (На могиле Рахманинова в Нью-Йорке сегодня растет куст белой сирени, привезенный Вэном Клайберном из Москвы. Рахманиновский фортепианный фестиваль в Казани тоже получил название «Белая сирень».)

Транскрипция романса «Маргаритки» появилась значительно позже, когда композитор уже жил и работал в США. Развитая партия аккомпанемента, как и в романсе «Сирень», позволила превратить вокальную миниатюру в полноценную инструментальную пьесу без потери содержания: сопоставляя юную женственность с прекрасным цветком, композитор поет дифирамб девичьей красоте.

6.jpg

Фрагмент картины Михаила Врубеля «Сирень» (1900)

СМОТРЕТЬ VIVARTE ONLINE / ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
в Государственной Третьяковской галерее

Фрагмент текста о музыкальных произведениях подготовлен музыковедом Татьяной Давыдовой.

bottom of page