top of page
VIVARTE_head_rus.png
Третьяковская галерея
Vivarte Online / Вторая часть
в Государственной Третьяковской галерее
Сирень. М.А. Врубель (12.jpg

Перемещаясь по залу Врубеля, мы подходим к картине «Сирень».  Буйство красок и ритма, переданное завороженным взглядом художника, находят свое продолжение в музыке.

«Врубель вдохновлялся тем, что видел вокруг, ему очень важна была натура. Однажды, оказавшись на юге России, в Черниговской губернии, на хуторе Ивановском, в котором за несколько лет до него работал художник Николай Ге, он вдохновился цветением майской сирени. Невероятная магия захватила Врубеля, и он разрабатывает цветовую поверхность, фактуру, его волнует движение кисти, мазка, сложные сочетания лилового, сиреневого, синего, зеленоватого.

М. Врубель, «Сирень» (1900)

Александр Блок очень ценил творчество Врубеля, в особенности ценил в нем великого колориста. Во врубелевских полотнах он выделял сине-лиловую разработку цвета, заимствованную по выражению Блока из космоса. Он находил в его картинах нечто первозданное и определял их как нездешние и космические. И действительно у Врубеля был невероятный талант преобразования мира реального в фантастический. Девушка, находящаяся у куста сирени, которую мы не сразу замечаем, с одной стороны представляется вполне живым человеком, а с другой, всматриваясь, мы понимаем, что это может быть и какое-то фантастическое существо… 

Творчество Михаила Врубеля – яркое, выразительное, загадочное, феерическое - до сих пор вызывает массу дискуссий, споров, разногласий. Еще в молодые годы Врубель приступает к поискам новых пластических 

Винсент Ван Гог, «Куст» (1889)

QIP Shot - Screen 222.jpg

средств, двигаясь в сторону модерна и символизма. Его творческие искания оказываются невольно параллельны исканиям французских художников-постимпрессионистов. И рядом с его именем вспоминаются имена Сезанна, Ван Гога и многих других мастеров…» (Татьяна Юденкова, искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи)

Всего Врубель исполнил два холста, посвященных сирени. И оба они остались незаконченными. Музыкальная часть цикла Vivarte Online подхватывает этот мотив незавершенности, недосказанности, открытости формы. В исполнении трио музыкантов - скрипача Никиты Борисоглебского, альтиста Андрея Усова и виолончелиста Бориса Андрианова – прозвучат два неоконченных шедевра Франца Шуберта и Яна Сибелиуса.

Программа 2 части:

 

Франц Шуберт (1797–1828)

Трио для скрипки, альта и виолончели си-бемоль мажор, D. 471 (1816)

Allegro

 

Ян Сибелиус (1865–1957)

Трио для скрипки, альта и виолончели соль минор, JS 210

Lento

francz-shubert-5.jpg

Габор Мелег, «Портрет Ф. Шуберта» (1827)

Осенью 1816 года, когда 19-летний Франц Шуберт приступил к сочинению струнного трио в си-бемоль мажоре, он уже был автором внушительного – для столь юных лет – числа произведений и зарекомендовал себя на дирижерском подиуме. Он написал к тому времени пять симфоний, несколько зингшпилей (небольших комических опер), мессу, дюжину квартетов и несколько десятков разнообразных песен, в том числе знаменитый шедевр «Гретхен за прялкой». В вокальной лирике Шуберт нашел свое призвание и благодаря ей обрел бессмертие; с самых ранних лет вся музыка композитора была пронизана песенностью, мелодичностью, в том числе и чисто инструментальная. Не лишено мелодического шарма и трио для скрипки, альта и виолончели си-бемоль мажор, но, написанное в духе Моцарта и Гайдна, оно возвращает нас во времена ученичества Шуберта, который прилежно следовал заветам мастеров прошлого (и своего учителя, придворного капельмейстера Антонио Сальери), проявляя, впрочем, и свою индивидуальность, и лирический, подлинно романтический склад дарования. Как и квартеты той поры, трио, по всей видимости, предназначалось для домашнего музицирования в кругу семьи: по обыкновению братья Франца Фердинанд и Игнац играли на скрипках, он сам на альте, а отец семейства Франц Теодор Флориан Шуберт выводил партию 

виолончели. Однако, в отличие от квартетов, трио не было завершено автором, очевидно, увлекшимся другими идеями. До наших дней дошли только первая часть трио (Allegro) и фрагмент второй (Andante sostenuto). Начальное Allegro – очаровательное безоблачное произведение, написанное с любовью, мастерством и остроумием по всем канонам классицистской сонатной формы.

Струнное трио соль минор Сибелиуса – неоконченный опус с необычной концепцией и неясными обстоятельствами создания. Исследователи выдвигают разные гипотезы относительно датировки сочинения. Автор утверждал, что писал трио в 1885 году (в том году он стал студентом Института музыки), но партитура датируется скорее 1893–1894 годами, когда композитор входил в пору творческой зрелости и сфокусировал свой интерес на национальном эпосе. Другие сочинения в жанре трио создавались им ранее для семейного ансамбля, в котором Ян был скрипачом, сестра Линда играла на фортепиано, а брат Кристиан – на виолончели.

Кроме того, с 1882 года Сибелиус постоянно играл в составе квартета, исполнявшего опусы Гайдна, а в одном из писем 80-х годов он упоминал, что сочинил трио и начал работать над другим, так как «в дождливые дни приятно чем-то заняться». Однако в трио соль минор мы не найдем ничего напоминающего о Гайдне, зато без труда услышим влияние другой могущественной фигуры – Чайковского, ставшего для молодого Сибелиуса непререкаемым образцом. «Я знаю, что многое в этом человеке сродни мне самому, и с этим ничего не поделаешь», – писал Сибелиус, пронесший преклонение перед русским классиком через годы и многие свои произведения. Именно драматическими симфоническими опусами Чайковского с «темами рока», по всей видимости, вдохновлено трио Сибелиуса. Помимо острохарактерного тематизма и оригинальной формы частей, трио выделяется драматургическим решением: за экспрессивным медленным Lento (единственной завершенной частью цикла) должны были следовать импульсивное Allegro с танцевальными чертами и резюмирующий Финал, от которых сохранились лишь наброски.

fdxc-ayobvARb87J-ydT0Sx9TIAAGT0p8M42s-Ux

Ээро Ярнефельт, «Портрет Я. Сибелиуса» (1892)

Screenshot_1.jpg

Ян, Линда и Кристиан Сибелиус

СМОТРЕТЬ VIVARTE ONLINE / ВТОРАЯ ЧАСТЬ
в Государственной Третьяковской галерее

Фрагмент текста о музыкальных произведениях подготовлен музыковедом Татьяной Давыдовой.

bottom of page