Vivarte Online / Третья часть
в Государственной Третьяковской галерее
Одна из жемчужин зала Врубеля, картина «Царевна-Лебедь» была создана мастером в 1900 году, в период его работы над художественным оформлением музыкальных спектаклей Н.А. Римского-Корсакова. Партию царевны именитый композитор написал специально для супруги художника, оперной певицы Н.И. Забелы-Врубель.
«Работа над картиной была окончена раньше, чем состоялась премьера оперы. Когда Врубель написал это произведение, оно почти сразу было куплено известным коллекционером М. А. Морозовым. Изображенная на полотне Царевна-Лебедь, всецело принадлежит образному миру своего творца, этот мир находится на границе между реальным и фантастическим. Врубель говорил, что для создания фантазийного образа в картине непременно требуется обязательная деталь, написанная реалистично, с натуры. По его словам, эта деталь, словно камертон для хорового пения, должна задавать тон всей композиции. Прекрасно владевший академическим рисунком, он искусно изобразил на картине естественную материю невесомой ткани, окутывающей фигуру сказочной девы, блеск сверкающих драгоценных камней обрамляющих ее головной убор. Притягательность этого
М.Врубель, «Царевна –Лебедь», 1900
образа скрывается в особом мистическом взгляде глубоких выразительных глаз царевны. Мастерство изображения такого взгляда, отстраненного от мирской суеты, Врубель приобрел в начале своего творческого пути, работая над образами святых Кирилловской церкви в Киеве. Заключительное ариозо Царевны-Лебедь, создатель оперы в шутку называл "Лекцией по эстетике о красоте". Таинственная и прекрасная Царевна Михаила Врубеля навсегда останется для нас живым воплощением эстетики и красоты. (Вера Бодунова (Третьяковская галерея) о картине Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» (1900)
Программа 3 части:
Николай Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебеди («Ты, царевич, мой спаситель») из оперы «Сказка о царе Салтане»
Николай Римский-Корсаков. Ария Марфы («Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем…») из оперы «Царская невеста»
Сергей Рахманинов. «Сон» (стихи Фёдора Сологуба), соч. 38 № 5
Антон Рубинштейн. Романс Тамары («Ночь тепла») из оперы «Демон»
Исполняют:
Альбина Шагимуратова (сопрано)
Яков Кацнельсон (фортепиано)
Н.И. Забела-Врубель в роли Царевны-Лебедь к опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". 1901 г.
По воле провидения дебют Надежды Забелы в партии Тамары в опере Рубинштейна «Демон» состоялся в Тифлисе, притом что действие оперы происходит именно в Грузии. Антреприза Виктора Форкатти – прежде великолепного драматического актера, затем талантливого импресарио, работавшего во многих провинциальных театрах на территории Российской империи, – представила на тифлисской сцене множество ярких спектаклей (в том числе
«Демона»), а в 1894–1895 годах там постоянно выступала и Забела. Роль Тамары стала для нее символичной и переплелась с личной судьбой. В 1895 году состоялось ее знакомство, а спустя год – бракосочетание с художником Михаилом Врубелем, воображением которого с молодых лет завладел образ лермонтовского Демона.
По мнению художника, Демон олицетворял собой «вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». На протяжении многих лет Врубель неоднократно обращался к образу Демона, открывшего ему целый мир сложных переживаний. Причем врубелевское видение образа отличалось и от лермонтовского, и от созданного в опере Рубинштейном, где мятущийся дух стал лирическим героем и почти лишился «демонизма». И если художник так или иначе отождествлял себя с Демоном (а в виде персонажей поэмы рисовал своих друзей), то в жене он естественным образом находил черты Тамары, цитируя ей в письмах строки из поэмы: «Я дам тебе все, все земное – люби меня!». Романс Тамары – один из наиболее известных фрагментов оперы – звучит в предпоследней картине: не найдя покоя в монастырских стенах, она не может сомкнуть глаз и с трепетом ждет неизвестного друга, зовущего в неведомое…
Давним и преданным поклонником таланта Забелы был и С. В. Рахманинов. В 1902 году он посвятил ей романс «Сумерки». Н. И. Забела первой исполнила рахманиновские романсы «Островок», «Здесь хорошо» и «На смерть чижика». По просьбе копозитора Надежда Ивановна опять же впервые спела его романс «Сирень». Это произошло 19 января 1903 года, аккомпанировал сам автор. Сергей Рахманинов
написал в общей сложности около 80 романсов, большинство из них – на стихи русских поэтов. «Шесть стихотворений для голоса и
Иллюстрация М. Врубеля к поэме М. Ю. Лермонтова "Демон".
фортепиано» (так автор озаглавил свой опус 38) – последний вокальный сборник композитора. Подбором стихов для него Рахманинов был обязан молодой поэтессе Мариэтте Шагинян, которая привезла своему другу в Ессентуки, где он лечился и отдыхал, наряду с поэзией Лермонтова 26 произведений современных поэтов-символистов. Новая поэзия, новая образность обусловили новый подход композитора к трактовке жанра: партия фортепиано в этих миниатюрах, в отличие от более ранних, гораздо богаче, гармония – сложнее и изысканней, а во главу угла ставится «мелодика» стиха. Особняком в цикле стоит романс «Сон» – внешне это картина безмятежной сказочной грезы, за ирреальными образами которой кроются философско-мистические мотивы смерти – вечного утешительного сна, успокоительного забвения.
Услышать голос Надежды Забелы-Врубель можно в старинной записи, в которой она исполняет «Колыбельную» из оперы «Садко».
30 декабря 1897 года на представлении оперы «Садко» в Московской частной русской опере Саввы Ивановича Мамонтова присутствовал сам автор, Николай Римский-Корсаков. Композитор с огромным интересом слушал исполнение своего произведения, а наибольшее впечатление произвела на него исполнительница роли Волховы: по его словам, она «пела превосходно и создала поэтический образ морской царевны». Надежда Забела, обладательница чистейшего высокого сопрано, совсем недавно была принята в мамонтовский театр, а прежде блистала в Киеве, Тифлисе, Харькове. До приглашения в Мариинский театр в Петербурге (1904) она была украшением московской труппы.
Фотография. Забела-Врубель Н.И. в партии Морской Царевны. "Садко". Римский-Корсаков Н.
Н.И.Забела-Врубель в костюме Марфы по эскизу М.А.Врубеля."Царская невеста"Н.А.Римского-Корсакова-1899 год.
Встреча Римского-Корсакова с певицей стала началом многолетней дружбы и самого тесного сотрудничества, в круг друзей композитора вошел и ее муж, художник Михаил Врубель, не раз создававший декорации к оперным постановкам. С непременным участием Забелы-Врубель шли оперы Римского-Корсакова «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», «Кащей Бессмертный». Не случайно она приобрела в музыкальных кругах статус «корсаковской певицы». Именно для нее композитор создал партии Марфы в «Царской невесте» (светлый, нежный образ невинной жертвы обстоятельств), волшебной Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане» и мудрой девы Февронии в «Сказании о невидимом граде Китеже» (правда, последнюю Забеле воплотить не довелось: из-за смерти маленького сына и тяжелой болезни мужа она отказалась от роли и выступила на премьере лишь в небольшой партии райской птицы Сирин). Премьеры «Царской невесты» и «Сказки о царе Салтане» успешно прошли в 1899 и 1900 году с декорациями Врубеля и с его неподражаемой женой на сцене. Дружественной чете Врубелей Римский-Корсаков, посещавший их дом всякий раз, оказываясь в Москве, посвятил также два романса для голоса с оркестром – «Сон в летнюю ночь» и «Нимфа».
СМОТРЕТЬ VIVARTE ONLINE / ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
в Государственной Третьяковской галерее
Фрагмент текста о музыкальных произведениях подготовлен музыковедом Татьяной Давыдовой.