Яков Канцельсон
фортепиано
Выпускник МГК имени П.И. Чайковского (класс Э.
Вирсаладзе), лауреат и дипломант многих престижных международных конкурсов.
Известен как блестящий интерпретатор музыки композиторов-романтиков. Сольные концерты пианиста регулярно проходят в Европе и Америке. Выступает на международных фестивалях, в том числе на фестивале О. Кагана в Кройте, на фестивалях в Монтрё, Сараево, Утрехте, Капошваре, Тирадентисе, Эрле, Москве. Сотрудничает с ведущими коллективами страны – ГАСО имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П.И. Чайковского, Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской государственной филармонии. С 1998-го года преподает в Колледже имени Гнесиных, а с 2001-го – в Московской консерватории. Регулярно записывает сольные и камерные альбомы. Высокую оценку критиков получили релизы Я. Кацнельсона.
Яков Канцельсон о музыке и жизни. Цитаты из интервью разных лет.
На самом деле для полного счастья и хорошей жизни совершенно не обязательно быть пианистом. Из интервью PianoФорум
К работе над произведением можно приступать тогда, когда у тебя уже сформировался на него собственный взгляд. Уверенность, причем конкретная, как та или иная вещь должна звучать именно в твоем понимании. Для меня это критерий выбора произведений. Из интервью газете "Музыкальный Клондайк"
Мне совершенно все равно, какого времени музыка, современная или старая – главное, чтобы она в какой-то момент оказалась мне созвучна. Из интервью Карельской филармонии
Я не выношу фальши, я сразу чувствую, когда человек изображает другого человека. Пускай он лучше будет холодным и отстранённым, какой он и есть на самом деле, чем изображать душевность. На сцене фальшь слышна сразу. С первой ноты. Более того, даже до того, как человек начал играть, когда он только выходит на сцену, сразу понятно, что это – фальшь. Из интервью PianoФорум
Моё музыкальное образование началось с танцев. Я до сих пор этим живу: у меня очень много пластических представлений в музыке. Есть много произведений, о которых я думаю, как бы я это поставил как балетмейстер. Также для меня имеет решающее значение ритм. Сперва – ритм, потом уже мелодия, интонация и так далее. Но сначала надо понять движение. Это для меня основа. Потом уже всё остальное. Из интервью PianoФорум
Для рояля написано такое огромное количество великих произведений, что целой жизни не хватит, чтобы сыграть четверть из того, что хочется. Есть много произведений, которые давно хочется сыграть, и я знаю, что я этого за всю жизнь не успею. Из интервью Карельской филармонии.
Есть люди, у которых в жизни происходят какие-то удивительные вещи, трагедии, и кажется, человек столько переживал, вот сейчас что-то выйдет у него. И – ничего. Как играл без всяких чувств, так и играет. А бывает наоборот. Вроде бы баловень судьбы, ничего не предвещает какой-то глубины, садится за инструмент, а там ... космос! И не понимаешь, откуда что берется. Нет прямой связи с жизненными ситуациями. Дело исполнителя – скорее, не творение, а исполнение, то есть это актерская работа, перевоплощение, воображение. Конечно, свои собственные эмоции рождаются сами собой, но надо проникнуться личностью композитора и отойти от своих эмоций. Из интервью газете "Музыкальный Клондайк"