В этом году постоянным партнером фестиваля компанией Yamaha Music предоставлен большой концертный рояль Bösendorfer 280 Vienna Concert.
Открывает врубелевский цикл рассказ о жене и музе художника – замечательной певице Надежде Забеле-Врубель. Для нее писал вдохновенные романсы Рахманинов, специально создавал партии в операх Римский-Корсаков. Она была одной из лучших исполнительниц партии Тамары в опере Рубинштейна «Демон» по поэме Лермонтова, сыгравшей судьбоносную роль в жизни Врубеля. В исполнении пианиста Александра Гиндина прозвучат миниатюры друга семьи Врубелей Сергея Рахманинова. Три фортепианных шедевра композитора станут ключом к музыкальному восприятию живописного шедевра Врубеля – «После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина» (1905). Смотрите первую часть концерта и читайте подробнее о картине М. Врубеля и музыке С. Рахманинова.
Сочетание экспрессии и меланхоличности столь характерное для творчества Врубеля ярко проявилось в его полотне «Сирень», которому посвящена вторая часть концерта. Буйство красок и ритма, переданное завороженным взглядом художника, находят свое продолжение в музыке, которую исполнят скрипач Никита Борисоглебский, альтист Андрей Усов и виолончелист Борис Андрианов. Прозвучат шедевры Франца Шуберта – безмятежное одночастное трио в духе Моцарта, и Яна Сибелиуса – экспрессивное в начале и меланхоличное в конце трио проведет слушателя по лабиринтам непредсказуемых эмоциональных оттенков. Истории создания этих музыкальных трио и полотна "Сирень", а так же вторая часть концерта здесь.
В третьей части концерта мы снова возвращаемся к музе художника Надежде Забеле-Врубель. Одно из самых известных произведений Врубеля – полотно «Царевна-Лебедь». Оно было создано мастером в 1900 году во время его работы над художественным оформлением оперы Н.А.Римского-Корсакова по «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. Партия Царевны-Лебеди написана композитором специально для супруги Врубеля. Произведения из репертуара Надежды Забелы-Врубель на фоне живописного шедевра исполнит солистка Мариинского театра Альбина Шагимуратова – певица, обладающая уникальной драматической колоратурой, неповторимым тембром голоса и высочайшим мастерством. Аккомпанировать певице приглашен один из самых утонченных московских пианистов Яков Кацнельсон. Слушайте третью часть проекта и читайте подробнее о картине «Царевна-Лебедь» М. Врубеля и творчестве его жены Н. Забелы-Врубель.
Четвертая часть проекта посвящена теме демона – одной из центральных в творчестве Врубеля, сыгравшей большую роль в его судьбе. Своеобразный итог размышлений над ней – картина «Демон поверженный». Рассказ о картине предшествует исполнению шедевра французского композитора ХХ века Дариюса Мийо – Сюиты из музыки к пьесе Жана Ануя «Пассажир без багажа», написанной в Париже в 1936 году и впитавшей в себя самые разные музыкальные влияния, от барокко и классицизма до латиноамериканских ритмов и джаза. Сюиту исполнят скрипач-виртуоз Граф Муржа, один из немногих в мире концертирующих солистов-кларнетистов Игорь Фёдоров и парадоксальный пианист с настоящим даром импровизатора Андрей Гугнин. Смотрите четвертую часть и читайте рассказ о картине и музыке.
Ежегодно фестиваль завершает программа, расширяющая границы камерного музицирования. Vivarte Online остается верен этой традиции. Джазовый трубач Вадим Эйленкриг и контрабасист Армен Мкртычян предлагают по-новому взглянуть на один из самых известных в мире шлягеров - «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго, своего рода музыкальный символ Испании. Адажио из концерта предстанет в новом звучании на фоне картины Врубеля «Испания» – удивительного полотна, вдохновленного страной, в которой художник никогда не был, но своеобразием которой проникся благодаря восхитившей его опере Ж.Бизе «Кармен». Смотрите пятую часть и читайте рассказ о картине и музыке.
В этом году постоянным партнером фестиваля компанией Yamaha Music предоставлен большой концертный рояль Bösendorfer 280 Vienna Concert.
Художественный руководитель: Борис Андрианов
Президент фестиваля: Ивета Манашерова
В 2020 году фестиваль Виварте, который мы проводим совместно с нашими друзьями и партнерами Фондом U-art Иветы и Тамаза Манашеровых, посвящен Михаилу Врубелю. Так случилось, что те замечательные концерты, которые были запланированы заранее, не смогли состояться для зрителей в «живом» исполнении в зале Врубеля, так как музей из-за известных событий был закрыт. >>
Период пандемии показал, что можно сохранять культурные традиции, адаптируя их к новым реалиям. Публика с удовольствием приходит на концерты и смотрит экскурсии онлайн, и наша задача – развивать этот контент. >>